Ни думали, ни гадали, но так случилось, что больше нет в России тех многих брендов, что ранее казались неотъемлемой частью современной рабочей ИТ-среды. В феврале-марте 2022 года склады с компьютерами, серверами и прочими зарубежными ИТ-продуктами стали таять на глазах. Системы бронирования переговорных также были раскуплены в короткие сроки. В каждом углу «офисные аналитики» судачили о том, как же будут закрываться потребности бизнеса, привыкшего работать в надёжной и качественной инфраструктуре.
Но в бизнесе не принято лить слёзы и раскидываться ресентиментами. «Брешь» рыночного предложения стала быстро зарастать российскими решениями. Некоторые из них появились буквально сразу, «как грибы после дождя». Одним из таких российских решений стала система бронирования переговорных комнат российского производителя ИТ-оборудования UTINET.
О том, как команда российских разработчиков создавала новый российский продукт, а также о реакции рынка, рассказывает технический директор UTINET, Максим Евдокимов.
Максим, расскажи, как всё начиналось.
Мы выпустили свою систему бронирования переговорных практически сразу после ухода с рынка иностранных игроков, - делится Максим, - и сразу увидели интерес бизнеса к новому отечественному решению. До февраля 2022 года доминирующим игроком на рынке систем бронирования былшведский производитель Evoko. После его ухода все установленные устройства продолжали работать, но у российских компаний появлялись новые помещения для встреч, да и, в целом, возникали новые предприятия, которые нуждались в управлении резервированием переговорных комнат и конференц-залов. Мы понимали, что наша команда разработки может сделать продукт, который быстро и качественно закроет потребности в резервировании помещений. Ребята взялись. В тот момент было важно «вовремя испечь пирожки», и мы это сделали.
Российская система бронирования переговорных UtiClock используется рядом российских компаний, среди которых телеканал СТС, ЛитРес, особая экономическая зона «Алабуга», Lacoste, Тверской вагоностроительный завод, СК Юбилейный. Используют российское решение, в частности, и те, кто уже ранее установил зарубежные решения, включая Evoko.
Максим, но «испечь пирожки вовремя» (в сжатые сроки) и дать достойную замену искушённому зарубежными решениями пользователю – это серьёзный вызов для разработчиков. Чем команда инженеров руководствовалась в первую очередь?
Так как сведения о резервах хранились и хранятся в корпоративной учётной системе, минимально готовый продукт должен был, в первую очередь, не уступать зарубежным решениям в плане интеграции с основными корпоративными сервисами. Базовым требованием была интеграция решения с Microsoft Exchange и другими сервисами Google. Но поскольку UtiClock создан русскими для русских, мы решили, что функциональность должна также включать и интеграцию с российским сервисом для управления бизнесом Битрикс24. Сейчас уже ребята могут интегрировать продукт с любым сервисом, у которого есть API.
А интерфейс?
Мы шли от простого. Интерфейс должен был стать понятным и аккуратным. Позже мы добавили некоторые кастомные моменты: элементы брендирования и фоновые картинки. Некоторые заказчики, кто уже имел установленные системы бронирования Evoko, заявили спрос на интерфейс, визуально неотличимый от интерфейса шведского производителя. Теперь у нашего решения есть и такая опция. Наши партнёры, системные интеграторы, стремятся максимально вписать UtiClock в существующие ИТ-системы заказчиков и сделать переход на российские продукты плавным и безболезненным. А мы рады узнать о новых потребностях рынка, и чем быстрее, тем лучше.
Как внедрялось решение на стороне заказчика? Много ли было обращений по ошибкам работы UtiClock после установки? Как много обращений поступает в техническую поддержку?
По-сути, решение достаточно просто устанавливается: повесили планшет, подключили к сети, совершили ряд действий в административной части, и заработало. Конечно, так было не всегда. Возникали вопросы. Случалось, что вроде бы сделали всё верно, а оно сразу не заработало. Да и первые экземпляры устанавливались в ситуации, когда ещё и не было полноценных инструкций. Но и в таких ситуациях нашим специалистам удавалось «срывать комплименты». Нам говорили: «Ну да ладно, вы быстро отвечаете на поддержке, это гораздо приятнее». Сейчас уже, конечно, есть всё: и техническая документация, и по-прежнему заинтересованная служба технической поддержки. Касаемо самого характера обращений в техническую поддержку, то 95% этих обращений – это вопросы, связанные с нюансами подключения и интеграции. Еще небольшая часть связана с обновлениями Битрикс24. А само по себе установленное решение показывает стабильную работу.
Что нового появилось в запросах бизнеса по системам бронирования за последние 2 года?
Мы видим растущий интерес к интерактивной части. Мониторинг наличия в комнате людей, автоматическое включение и выключение света, автоматическое снятие брони в случае, если в зарезервированное время в помещении никого нет и другие опции. Часть функциональности уже реализована, часть ещё в разработке.
Если бы в 2021 году кто-то сказал, что вскоре мы попрощаемся с IBM, HPE, Lenovo, Hitachi, Evoko и многими другими брендами, вероятнее всего, это бы максимум потянуло на сценарий остросюжетного фильма. Но этот фильм случился в жизни. И в первой серии он вызвал массу неопределённостей. Но в новой серии сюжет оказался ещё более захватывающим: мы стали делать сами то, о чём раньше особо не задумывались. Если следовать логике, в будущем мы должны встретить качественное серийное производство российских продуктов, как и их обслуживание. Случится ли это, покажет время.